Выбор цвета и колеровка

Роль  цвета в дизайнерском решении переоценить довольно сложно. В наше время уже проведено немало различных исследований по вопросу влияния цвета на человека. Общеизвестно, что цвет влияет на эмоциональный фон человека, на психику, а через них и на общее состояние. С помощью цвета можно увеличить либо уменьшить пространство помещения, выделить различные зоны, гармонично вписать дом и другие строения в конкретный ландшафт, а так же добиться множества других эффектов.  У цветов и их сочетаний существует множество характеристик. Например, таких как  оттенок, интенсивность, глубина, насыщенность, яркость, контрастность, вибрация. Этими вопросами занимаются такие области науки, как дизайн в интерьере и ландшафте, колористика и колориметрия.

В данной статье, не углубляясь в теорию,  будут рассмотрены вопросы по колеровке (колеровка-придание лакокрасочному материалу выбранного цвета  и оттенка) различных материалов и даны практические советы для покупателя. Именно практические советы, которые формируются из опыта работы с материалами. Зачастую производитель не имеет возможности систематизировать всю практику колеровки, так как не контактирует с потребителем непосредственно. А некоторые производители просто пренебрегают данным пунктом. Поэтому больший практический опыт накапливается именно у продавца. Здесь следует сразу оговориться, что речь идет о небольших компаниях, специализирующихся на одном-двух, максимум трех производителях и практикующих индивидуальный подход к своим клиентам. В крупных торговых сетях этого вы получить, разумеется, не сможете. Причины здесь следующие:

  • Крупные сети не заинтересованы выявлять все потребности клиента, в случае неудачи либо каких-то разногласий им проще вернуть деньги и расстаться с клиентом.  Придет другой. У них «поток». И выручка именно за счет него. Проще говоря, никто не будет с вами «возиться».
  •   Торговые сети в принципе не накапливают практический опыт. У них нет подобной задачи. Существует лишь формальный подход продавца. Чтобы его использовать при работе с клиентами, у них бы не хватило, ни времени, ни сотрудников. И, если вдруг, какой-то сотрудник компании занимается саморазвитием и становится относительно  неплохим специалистом, уходя, он заберет весь опыт с собой.
  •   Консультации специалистов (продавцов-консультантов) носят самый общий характер. Данная информация без труда извлекается из просторов интернета. О знании специфики того или иного продукта и особенностях его применения в большинстве случаев не может быть и речи.
  •   В качестве консультантов в супермаркетах  зачастую работают «случайные люди», плохо разбирающиеся в вопросе. Многие - это студенты вузов, совмещающие работу и учебу. К тому же там традиционно происходит «текучесть кадров». Если вам просто продиктуют заученный текст консультации, то, можно сказать, вам еще повезло. Случается, некомпетентные сотрудники магазина советуют совсем не то, что нужно.
  •   У небольших же компаний, чтобы конкурировать с гигантами, создается необходимость углубления индивидуального подхода и повышения качества обслуживания. Что, в свою очередь, положительно сказывается на конечном результате. Ведь специалист будет работать с клиентом до тех пор, пока клиент не получит то, что желал.  Поэтому процент постоянных клиентов у таких компаний несравнимо выше. Плюс ко всему, по необходимости, клиент может рассчитывать на полное техническое сопровождение работ.

Колеровать можно различные материалы. Краски, лаки, антисептики и т.п. При колеровке выделяют два основных типа ЛКМ: кроющие (непрозрачные) и лессирующие (прозрачные). Они колеруются по разным каталогам. Главное отличие в конечном результате. При нанесении на поверхность колерованного лессирующего материала вы получите полупрозрачное покрытие определенного тона. К таким материалам относятся лаки, антисептики, масла и воски. Чаще всего они применяются для обработки древесины. При нанесении кроющего материала получается однотонная поверхность в цвет колерованного продукта. Это вододисперсионные краски, эмали на различных основах, кроющие антисептики. Применяются такие краски для обоев, потолков, полов, мебели, фасадов зданий и т.д.

Колеровка прозрачных материалов.

  •   Первое, что необходимо учитывать при выборе цвета, это то, что цвета образцов, представленных в каталогах, являются условными.  На конечный результат влияет сама подложка (состояние древесины, ее порода, ее возраст, способ обработки древесины), была ли она ранее чем-либо обработана, отбеливалась ли, а так же  метод нанесения материала.
  •   Если вы подбираете оттенок к какому-либо образцу, то постарайтесь, по возможности, взять часть образца с собой. То же относится и к древесине, которую вы будете покрывать.
  •   Приобретите небольшой объем материала для пробной покраски. Так вы сможете понять, как смотрится обработанная поверхность конкретно в вашем интерьере, либо будет ли гармонировать цвет фасада с окружающим ландшафтом.
  •   Учитывайте тот факт, что светлый, менее насыщенный оттенок можно будет перекрыть более темным или насыщенным, а  наоборот не получится. То же относится и к доработке необходимого оттенка. Ненасыщенный оттенок всегда можно без труда подкорректировать. Поэтому начинайте с них. Насыщенность также увеличивается с увеличением количества слоев материала.
  •   Учитывайте освещенность помещения. В затемненном помещении даже самые светлые тона выглядят значительно темнее.
  •   При работе с материалом периодически  хорошо перемешивайте материал. Лаки каждый час, антисептики каждые полчаса, а масла не реже, чем каждые 15-20 минут. Находящийся в них пигмент, имеет свойство оседать значительно быстрее, чем в красках.

Колеровка непрозрачных материалов.

  •   Здесь для клиента все обстоит значительно проще. Нет необходимости учитывать  ни состояние подложки, ни породу древесины. Смело можно ориентироваться на каталоги. Если и случаются отклонения, что бывает в порядке исключения, то очень редко и крайне незначительные. Технический специалист, работающий с вашим заказом, всегда предупредит вас об этом. Каталоги имеют больший выбор оттенков, по сравнению с картами колеровки лаков и пропиток, поэтому к ручному подбору прибегают довольно редко.  При колеровке красок действуют те же правила, касающиеся пробных выкрасов, подбора к образцу т.п., что и при колеровке лаков и антисептиков. Но свои особенности здесь тоже, конечно же, есть.
  •   Во-первых, не все каталоги и краски между собой совместимы. Например, далеко не во все цвета интерьерных каталогов можно заколеровать фасадные краски. Вообще, предпочтительней колеровать фасадные материалы по специальным фасадным каталогам, так как в них содержится набор цветов, созданный из наиболее светостойких пигментов. Используемые в колеровке пигменты по своей природе имеют различную устойчивость к воздействию ультрафиолета.При выборе цвета также учитывайте так называемую «укрывистость цвета». Это не одно и то же, что укрывная способность самой краски, которая зависит к тому же от качества, консистенции и других факторов. Пигменты различных цветов имеют разную способность создавать ровное, однотонное покрытие. Попросту говоря, «перекрывать» цвет подложки или предыдущего слоя краски. Наименьшую укрывистость имеют ярко красные, оранжевые и желтые цвета. Это повлияет на расход краски. Возможно, вам придется наносить более двух слоев. Старайтесь также, по возможности, перед покраской низкоурывистыми цветами наносить грунтовочный слой белого цвета. Это повысит укрывную способность материала.
  •  Выбранный вами цвет, нанесенный на стены, будет смотреться значительно насыщенней, чем в каталоге. Это в большей степени относится к краскам, нежели к лакам и антисептикам. Такова природа цветовосприятия у человека.